Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и др.).
Категории детей, находящихся в трудной жизнееной ситуации:
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие статус ОВЗ;
- дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети - жертвы насилия;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении (дети, состоящие на различных видах профилактического учета);
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
- дети (пасынки, падчерицы) участников специальной военной операции;
- дети (пасынки, падчерицы) участников специальной военной операции, погибших в связи с выполнением задач в ходе специальной военной операции.
Факторы социального риска:
- Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия.
- Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей.
- Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями.
- Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями.
- Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем.
- Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие.
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
Педагог обращает внимание на:
- Утомленный, сонный вид
- Санитарно-гигиеническая запущенность
- Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
- Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
- Боязнь идти домой
- Жестокое обращении с животными
- Стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
- не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
- отрицательно влияют на их поведение
- жестоко обращаются с детьми
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями и Советом профилактики ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в воспитательно-образовательную работу. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия.